Вторник, 14.05.2024, 07:42

Эксплуатация газоснабжения

Главная » 2019 » Май » 2 » Экспедиция за горючим льдом
06:28
Экспедиция за горючим льдом
Газовые гидраты — топливо будущего: их энергии, спрятанной в ледяные кристаллы, может хватить на века. Глубоководные аппараты "Мир" приступили к их поиску на дне Байкала.

Там, где речка Голоустная впадает в Байкал, тысячелетиями принося в озеро останки животных и растений, обнаружены одни из крупнейших в мире залежей газогидратов — топлива будущего, пишет журнал "Огонек". Из базы в Большом Голоустном, созданной Фондом содействия сохранению озера Байкал, глубоководные обитаемые аппараты "Мир-1" и "Мир-2" отправились на погружение.
"Мы шли вдоль стены разлома, когда вдруг заметили, что из нее вырываются пузырьки,— рассказал "Огоньку" участник погружения Олег Хлыстов, руководитель лаборатории геологии Байкала Лимнологического института Сибирского отделения РАН.— Ковырнули манипулятором и вдруг увидели, что вся эта твердая глиняная порода пронизана прозрачно-белыми прожилками".
Газогидраты представляют собой конгломерат воды и газа, чаще всего метана. При этом молекулы газа оказываются как бы впаянными в молекулы воды: это напоминает лед, только лед необычный — способный гореть на ладони и при этом не обжигать. Еще в середине XIX века исследователи из Императорского географического общества отмечали, что если найти подо льдом Байкала большой пузырь воздуха (на самом деле газа), сделать небольшое отверстие и поджечь — получится легкое, почти не дымящее пламя.
Но официально газогидраты открыли только в конце 1970-х годов советские ученые: тогда в Западной Сибири нашли 30 залежей газогидратов промышленного значения. Это открытие — крупнейшее в геологии XX века. Сегодня доказано: мировые запасы газогидратов содержат больше углеводорода, чем все разведанные на сегодня запасы нефти и газа. Причем особенно привлекательна их возобновляемость.
Что касается природы этого энергоносителя, то газогидраты образуются в условиях высокого давления и низких температур. Это происходит, если на большой глубине газ выходит на поверхность. Кстати, именно кристаллы газовых гидратов, образующиеся в месте выхода природного газа (он сопутствует нефти), мешают перекрыть скважину в Мексиканском заливе.
По поводу байкальских запасов заведующий лабораторией гидрологии и гидрофизики Лимнологического института СО РАН Николай Гранин уверенно констатирует: "Объемы залежей газогидратов в Байкале ученые оценивают наравне с запасами Ковыктинского месторождения в Иркутской области, то есть 1 трлн кубометров метана".
Первые образцы байкальских газогидратов удалось получить в 2000 году российско-бельгийской экспедиции, которая работала без глубоководных аппаратов: пробы брали, опуская на дно специальные трубки, в которые набивался донный осадок. Ученые изучали особые подводные структуры — грязевые подводные вулканы. Эти причудливые сооружения высотой 20-30 метров и диаметром до километра образуются за счет того, что высокое давление выталкивает на поверхность древние породы. На локаторе бокового обзора было видно, как эти вулканы плюются древней грязью, перемешанной с водой и пузырьками газа. Подобные фонтаны прорезают воду на 25 метров.
"Уже вечером мы подняли на борт пластиковую трубку пробоподъемника и заметили: внутри что-то шипит,— вспоминает геолог Олег Хлыстов.— Потом трубка лопнула, и мы увидели под 40-сантиметровым слоем обычных осадков крупные кристаллы газогидратов размером 7 сантиметров. Это была победа".
Ученые полагают, что газогидратный бум в мире начнется через 20-30 лет, когда легкодоступные запасы нефти и газа будут исчерпаны. В этой новой энергетической гонке вперед вырвутся те страны, которые к тому времени научатся добывать газовые гидраты со дна морей экономичным способом. А это задача совсем не из легких. К примеру, на дне того же Байкала газогидраты находятся во всех возможных состояниях: часть рассеяна по дну и покрыта тонким слоем осадков, часть впаяна в глиняные стены, часть располагается в склонах грязевых вулканов. Единственная проблема в том, что добывать промышленным способом газогидраты в Байкале нельзя. Если в этой уникальной экосистеме начнется добыча полезных ископаемых, она будет разрушена. Поэтому ученые не устают повторять, что Байкал — это природная лаборатория, а не промышленный бассейн, и здесь можно проводить только пилотные эксперименты.
Сегодня на Земле выявлено более 220 месторождений газогидратов. Они распределены по поверхности Земли вполне равномерно и могут быть доступны большинству стран. Подсчитано: если мы используем только 10 процентов разведанных запасов газогидратов, мир будет обеспечен сырьем на 200 лет вперед.

Просмотров: 128 | Добавил: nideaga1978 | Рейтинг: 0.0/0